Время земных поклонов / Православие.Ru

Настали дни Великого поста, время особенное. И если мы в эти семь седмиц не поленимся, постараемся бывать в храме регулярно — мы многое узнаем, многое почувствуем глубже, чем раньше, многим обогатимся… Об особенностях великопостного богослужения расскажет наш постоянный проводник в этом мире доцент Саратовской духовной семинарии Алексей Кашкин.

— Алексей Сергеевич, начнем именно с расписания — и с первой седмицы Великого поста. Почему вдруг утреня утром? Всегда ведь вечером, после вечерни.

— В седмичные (будние) дни Великого поста богослужения суточного круга совершаются особым чином. Это отчасти связано с тем, что в первой половине дня не совершается Божественная литургия, отчасти с тем, что совершаемое по вечерам первой седмицы великое повечерие с каноном преподобного Андрея Критского — служба продолжительная и самодостаточная. На первой седмице с понедельника по пятницу утро начинается утреней, затем читается первый час, затем третий, шестой и девятый часы, изобразительны (напомним: молитвословие, совершаемое тогда, когда нет Литургии; как бы изображающее ее) и вечерня. А далее, во время других седмиц Великого поста, последовательность служб меняется: по вечерам совершается Великое повечерие, утреня и первый час, а по утрам — великопостные часы, изобразительны и вечерня.

— Почему же в седмичные (будние) дни поста не совершается Литургия?

— Это древняя практика, она связана с тем, что Литургия, Евхаристия — это торжество, это радость, а дни Великого поста, тем паче дни седмичные — это покаяние, скорбь падшего человека о грехах: все богослужения седмичных дней имеют покаянный характер. Кроме того, Евхаристия — это Божественная трапеза, а во времена первых христиан она была связана еще и с трапезой обычной, вполне земной. А в постный день по монастырскому уставу полагается только ужин, до вечера трапеза отменяется. Поэтому отменяется и Литургия. Единственное исключение — это совершаемая в среду и пятницу Литургия Преждеосвященных Даров, когда освящения (преложения хлеба и вина в Плоть и Кровь Господа) не происходит, но люди причащаются Святыми Дарами, освященными ранее на полной Литургии (подробнее на Литургии Преждеосвященных Даров мы остановимся в следующей беседе).

— Расскажите, пожалуйста, о тех особенностях великопостного богослужения, которые сразу обращают на себя наше внимание.

— Самым существенным признаком великопостного богослужения является пение на утрене «Аллилуиа» вместо «Бог Господь и явися нам…»; в Уставе даже сами эти службы называются «службами с аллилуиа». Однако на практике самой заметной особенностью можно назвать совершение многочисленных поклонов. В конце каждого богослужения совершаются земные поклоны с молитвой преподобного Ефрема Сирина: «Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми…». Но это не единственное молитвословие, сопровождаемое земными поклонами. С поклонами совершаются тропари каждого часа, молебные стихи Великого повечерия. На утрене земные поклоны принято совершать во время пения «Честнейшую…». Кроме земных поклонов предписано большое количество поясных — на каждом Трисвятом, на «Достойно есть».

— Что есть Великое повечерие? Почему оно совершается именно в эти дни?

— Великое повечерие совершается, кроме седмичных дней Великого поста, лишь в составе всенощного бдения Рождества Христова и Богоявления. В сравнении с малым повечерием Великое повечерие является более торжественным богослужением (когда совершается накануне праздников), в то же время более продолжительным и покаянным по содержанию. Его совершение в великопостные дни говорит об особом значении этих дней для православного христианина. Повечерие, соответственно названию — то, что совершается по вечере, то есть после ужина. В схему Великого повечерия входит торжественное песнопение «С нами Бог, разумейте, языцы, и покаряйтеся». Однако преимущественное содержание его псалмов и молитв — покаянное. Это проявляется и в содержании псалмов 1‑й части (4, 6, 12, 24, 30, 90), и особенно во 2‑й части, где читаются покаянные 50, 101 псалом и молитва Манассии, царя Иудейского: «Господи Вседержителю, Боже отец наших, Авраамов, и Исааков, и Иаковль…» Затем поются покаянные тропари «Помилуй нас, Господи, помилуй нас…». В тропарях первой части и молитвах третьей части повечерия испрашивается благословение на ночь.

— А какие события предстоит нам пережить в великопостные воскресенья?

— У каждого воскресенья Великого поста своя память — ведь каждая седмица носит определенное наименование и имеет свой смысл. Первые пять воскресений поста совершается Литургия Василия Великого — как особенно торжественная, совершаемая нечасто, по особым случаям. На Страстной седмице она будет совершаться дважды — в Великий Четверг и Великую Субботу. И то, что именно эта Литургия совершается в первые воскресенья Великого поста, говорит об их значении для православного христианина.

— Великим постом нас ждут необычные богослужения, с ними связаны обычаи, пришедшие к нам из ранне-христианских эпох: расскажите, пожалуйста, об этом.

— Первая суббота Великого поста — память священномученика Феодора Тирона. Как известно, святой мученик Феодор уже после своей кончины, в эпоху Юлиана Отступника, явился в сонном видении Константинопольскому архиепископу Евдоксию и предупредил его о том, что все съестное, продаваемое на местном рынке, окроплено идоложертвенной кровью. Христиане не покупали продукты на рынке и питались отваренной пшеницей: отсюда — обычай освящать в этот день коливо.

В первое воскресенье Великого поста мы совершаем Торжество Православия. Напомним о происхождении этой памяти, этого празднования. В 730 году византийский император Лев III Исавр запретил почитание святых икон — это была временная победа движения иконоборцев, которые видели в почитании образов идолопоклонство. И лишь в 843 году во время регентства императрицы Феодоры при патриархе Мефодии иконоборчество было окончательно преодолено и навек отвергнуто Церковью. Тогда же был установлен чин провозглашения вечной памяти всем ревнителям Православия и анафематствования еретикам.

— Он совершается в Церкви и поныне?

— В воскресенье после Божественной литургии совершается особое молебное последование — чин Торжества Православия; к элементам обычного молебна (тропари, прокимен, Апостол, Евангелие) добавляется анафема ересям (но это только за архиерейским богослужением), «вечная память» святым, сохранившим для нас чистоту Православия, и многолетие.

— Но вот наступило третье воскресенье Великого поста: на аналое в центре храма крест…

— Крестопоклонная неделя — единственная, память которой не ограничивается воскресным днем, но простирается на следующую, четвертую седмицу Великого поста. С воскресенья по пятницу в центре храма на аналое находится крест, и только в пятницу совершается последнее поклонение кресту, и его уносят в алтарь. Эта традиция тоже имеет древние корни: в Византии существовал праздник перенесения частицы Святого Древа — Креста Господня — из Апамеи в Константинополь. Сейчас этот праздник забыт, но неделя осталась Крестопоклонной, и ей был придан новый смысл: четвертая седмица — это середина поста, среда — его преполовение, мы устаем на этом нелегком пути, и служба Кресту, воспоминание о Крестном подвиге необходимы, чтобы укрепить наши духовные силы и воодушевить нас.

— Мы приблизились к пятой седмице поста: нас ждет встреча с великой подвижницей покаяния…

— …И затем с Пресвятой Богородицей. На пятой седмице у нас есть еще два особых дня с совершенно уникальным богослужением. Четверг пятой седмицы — служба Великого канона, и суббота — служба акафиста. В четверг в храме вновь полностью прочитывается канон Андрея Критского, который читали по частям на первой седмице Великого поста, и к нему прибавляется чтение жития Марии Египетской — по трад иции, на современном русском языке — как пример всецелого, полного покаяния человека.

Почему именно в четверг пятой седмицы читается Великий канон? Примерно до VIII века в этот день было принято вспоминать об одном из страшных землетрясений, случившемся некогда в Византии. А в конце VIII века также случилось землетрясение, но монахини прочитали Великий канон, и трус прекратился. После этого канон стали читать именно тогда, когда вспоминали Божий гнев, землетрясение — в четверг пятой седмицы Великого поста. И день этот стал днем сугубого покаяния.

Суббота акафиста, или память Похвалы Пресвятой Богородицы, — день, когда читается акафист Богородице, возникший примерно в VI веке; предположительно, преподобный Роман Сладкопевец написал его основу, а затем были добавлены воззвания «радуйся». Акафист изначально был посвящен Благовещению Пресвятой Богородицы, и его пели именно в этот праздник, затем (X–XII века) он закрепился за пятой субботой Великого поста. Таким образом, событие Благовещения мы вспоминаем дважды за этот пост.

— Наконец, Неделя ваий, или Вербная…

— Шестая седмица — особая. В песнопениях ее будничных дней присутствует память о двух праздниках, которые следуют один за другим: суббота — воскрешение Лазаря и воскресенье — Вход Господень в Иерусалим. Будние дни Вербной недели — это своего рода предпразднство: мы ожидаем субботнего и воскресного дней. А с Лазаревой седмицы начинается воспоминание последних дней земной жизни Христа. Ведь воскрешение Лазаря — это уверение наше в будущем воскресении Самого Господа и всеобщем Воскресении. И наконец вход в Иерусалим — шествие Его на «вольную страсть», добровольное страдание.

Фото Юлии РакинойГазета «Православная вера» № 4 (528) Марина Бирюкова

О великомъ повечеріи.

Памятуя завѣщаніе апостольское: непрестанно молитеся (1 Сол. 5, 18) и подражая примѣру царепророка Давида, на всяку нощь омывавшаго ложе слезами своими (Пс. 8, 7), ревнители молитвъ – древніе подвижники, по окончаніи вечерняго богослуженія въ храмѣ, отходили ко сну не иначе, какъ совершивъ еще домашнее послѣвечернее молитвословіе. Въ этомъ-то обыкновеніи пустынныхъ отцевъ можно искать начала церковныхъ повечерій. На такое начало повечерій отчасти указываетъ и тотъ обычай, по которому оно въ нѣкоторыхъ обителяхъ совершалось каждымъ инокомъ отдѣльно въ келліи[1]. Изъ келліи и скитовъ это благочестивое обыкновеніе скоро перешло въ общее употребленіе Церкви и, бывъ запечатлѣпо ел властію, введено въ уставъ Церкви и нынѣ составляетъ одно изъ повседневныхъ богослуженій ея. Въ Православной Церкви извѣстны два повечерія – великое и малое[2]. Великое повечеріе, о которомъ будетъ рѣчь, въ Православной Церкви совершается во всю св. Четыредесятницу, за исключеніемъ субботъ и воскресеній, и также въ навечеріе великихъ праздниковъ Рождества Христова и Богоявленія[3]. Помимо того, Уставъ Церковный повелѣваетъ совершать великое повечеріе и въ два другіе поста: предъ Рождествомъ Христовымъ и праздникомъ свв. апостоловъ Петра и Павла, въ тѣ дни, когда вмѣсто Богъ Господь поется аллилуіа (Типиконъ подъ 14 ноября).

Общій характеръ великопостныхъ службъ – сокрушеніе и умиленіе кающагося христіанина предъ Господомъ. Этимъ общимъ характеромъ великопостнаго богослуженія запечатлѣпо и повечеріе великое; только въ немъ эта печаль наша яже по Бозѣ выражается, соотвѣтственно съ временемъ дня, еще сильнѣе: тутъ собраны всѣ псалмы и молитвы, пѣснопѣнія и тропари, которые при наступающей ночи могутъ произвести и поддержать въ сердцѣ его самый горькій плачъ о грѣхахъ. Но этому плачу Церковь не дозволяетъ перейти въ вопли отчаянія, въ клики безнадежности. Три отдѣленія, на которыя раздѣляется великое повечеріе, въ знаменательное напоминаніе намъ о Пресвятой Троицѣ, дарующей намъ миръ и безмятежіе душевное, служатъ какъ бы ступенями, чрезъ которыя ведетъ насъ святая Церковь отъ скорби и плача къ покою и умиротворенію, и ведетъ такъ, что мы замѣчаемъ, какъ плачъ и рыданіе становятся меньше и меньше, какъ миръ и благодатная тишина болѣе и болѣе водворяются въ душѣ нашей, доколѣ, наконецъ, умиротворенная вполнѣ душа наша всецѣло предается покрову и заступленію Царицы Небесной и, подобно младенцу, на объятіяхъ матери упокоивается подъ защитою Ея. Только уже послѣ умиротворенія души своей христіанинъ помышляетъ и о снѣ тѣлесномъ испрашиваетъ его для себя у Господа.

Первое отдѣленіе великаго повечерія состоитъ изъ 6 псалмовъ (4, 6, 12, 24, 30, 90), принаровленяыхъ къ состоянію христіанина, отходящаго ко сну не безъ смущенія и страха по причинѣ сознанія своей грѣховности предъ Богомъ. Образъ смерти носится предъ глазами его въ состояніи предстоящаго ему сна, который, по волѣ Владыки живота и смерти, легко можетъ обратиться для него въ сонъ смертный. Съ другой стороны, не могутъ не устрашать его и козни врага, дающаго ночное время для искушенія, для устрашенія ночными мечтаніями и приведенія ея черезъ это въ боязнь и уныніе. Въ этомъ состояніи христіанинъ обращается къ Богу – Единому Помощнику немощныхъ и умиленно молитъ Его даровать ему мирный и безмятежный сонъ, оградить его отъ навѣтовъ вражескихъ, просвѣтить очи его свѣтомъ дневнымъ и явить ему помощь въ искушеніяхъ. Боже, въ помощь мою вонми, Господи, помощи ми потщися, – начинаетъ христіанинъ свою молитву о помощи. Затѣмъ покаянными псалмами пророка Давида мы молимъ Господа, да не яростію Своею обличитъ насъ, но да умилосердится надъ нами грѣшными ради великой Своей милости, ради крайней нашей немощи, горькихъ слезъ о нашемъ окаянствѣ, ради множества и лютости враговъ, ищущихъ нашей погибели (виждъ враги моя, яко умножишася и ненавидѣніемъ неправеднымъ возненавидѣша Мя...), ради нашего упованія на Его безприкладное милосердіе, которое мы выражаемъ въ псалмахъ (24, 30, 90), особепно же въ пѣсни: Съ нами Богъ, разумѣйте языцы[4]. Съ благодареніемъ и славословіемъ Господа за мимошедшій день мы соединяемъ прошеніе, да даруетъ намъ Онъ, Премилосердый, вечеръ съ нощію безгрѣшенъ и ненавѣтенъ (тропари – День прешедъ...); и зная, что день еще не совсѣмъ минулъ, и что предстоитъ еще ночь, таящая въ мракѣ своемъ искушенія и опасности, троекратно молимъ Пресвятую Троицу даровать намъ наступающій «вечеръ съ нощію безгрѣшенъ, безсоблазненъ и ненавѣтенъ», и для усиленія своей молитвы обращаемся къ ходатайству Преблагословенной Дѣвы Маріи и всѣхъ святыхъ, присоединяя къ сему и исповѣданіе вѣры по той причинѣ, «яко подобаетъ вѣру возвѣщати вечеръ и утро, да аще найдетъ смерть, обрящетъ насъ во исповѣданіи». По прочтеніи[5] тропарей (въ понедѣльникъ и среду особеннаго содержанія, отличнаго отъ вторника и четверга), выражающихъ – то безпомощное состояніе души среди «неусыпанія невидимыхъ враговъ», то картину страшнаго для грѣшниковъ суда Божія, то покаянный вопль души къ Богу о дарованіи ей слезъ,«якоже иногда женѣ грѣшницѣ», первое отдѣленіе повечерія оканчивается благодарною молитвою св. Василія Великаго: Господи, Іосподи, избавлей насъ отъ всякія стрѣлы летящія во дни....

Если бы кающійся христіанинъ не такъ живо и полно сознавалъ свою виновность предъ Господомъ и всю тяжесть духовнаго убожества, если бы, съ другой стороны, враги его не были такъ многочисленны и дерзки, онъ заснулъ бы сномъ мирнымъ и безмятежнымъ. Но не такова его скорбь, не таковы и враги его. Жгучая скорбь его о грѣхахъ не скоро и не легко утихаетъ. Онъ похожъ бываетъ на израненнаго и изъязвленнаго воина: малѣйшее прикосновеніе къ его ранамъ и язвамъ сейчасъ исторгаетъ стоны и вопли. А между тѣмъ онъ знаетъ, какъ злобенъ и хитръ врагъ нашего спасенія, который особенно часто и сильно приражается къ намъ постящимея и говѣющимъ, также во время ночи и сна нашего. И вотъ, христіанинъ не смыкаетъ очей своихъ послѣ перваго отдѣленія повечерія. Видя снова приближеніе къ себѣ враговъ своихъ, чувствуя новый приливъ душевной скорби, христіанинъ немедленно прибѣгаетъ къ покаянной молитвѣ и умиленно проситъ у Господа помилованія себѣ. Второе отдѣленіе великаго повечерія приноровлено къ состоянію христіанина, желающаго чрезъ покаяніе примириться съ Богомъ и совѣстію, прежде чѣмъ возлечь на одръ свой: все отдѣленіе исполнено покаянныхъ молитвъ и воздыханій. И прежде всего слышится псаломъ (50-й) царя Давида, согрѣшившаго и раскаявшагося предъ Богомъ. Покаянный вопль Давида кажется христіанину недостаточнымъ: его душа жаждетъ слезъ и воздыханія; и вотъ, онъ изливаетъ печаль свою предъ лицемъ Господа въ другомъ глубоко умиленномъ псалмѣ или въ «молитвѣ нищаго, егда уныетъ». Наконецъ, читается покаянная молитва Манассіи, царя іудейскаго, горко оплакивавшаго въ темничныхъ узахъ грѣхи свои предъ Богомъ. Слѣдующіе за сею умилительною молитвою, по Отче нашь, тропари[6] и заключительная молитва (Владыко Боже Отче Вседержателю) проникнуты тѣмъ же чувствомъ поканія и сокрушенія въ грѣхахъ.

Въ чтеніяхъ послѣдняго отдѣленія повечерія[7] Церковь опять молится о дарованіи вѣрнымъ помощи и заступленія противъ враговъ, ищущихъ уловить души наши, когда мы предаемся сну; моленіе это выражается въ псалмахъ 69 и 142. Затѣмъ Церковь славословитъ Бога «великія ради славы Его»[8] и умиленно молитъ Его, какъ Господа силъ, въ предстоящіе часы ночи неразлучно пребывать съ нами. Умилительная молитва къ Господу Іисусу Христу объ огражденіи насъ святыми Его ангелами, слѣдующая за симъ (Иже на всякое время), предваряется, какъ и въ двухъ другихъ частяхъ повечерія, четыредесятикратнымъ повтореніемъ краткой молитвы: «Господи, помилуй». Причину и цѣль такого усиленнаго моленія блаж. Симеонъ Солунскій объясняетъ такъ: «Господи, помилуй мы говоримъ во освященіе всего времени жизни нашей и приносимъ Богу какъ жертву одесятствованія нашихъ дней и часовъ Богу».

Повечеріе заключается двумя молитвами, изъ которыхъ въ первой, приписываемой преп. Ефрему Сирину (Нескверная, неблазная), мы обращаемся къ молитвенному ходатайству Пресвятой Дѣвы Маріи и просимъ Ее, какъ главную заступницу христіанъ, охранять насъ во всѣ дни жизни и въ самый часъ смерти нашей, а во второй молитвѣ, приписываемой иноку Антіоху (И даждь намъ, Владыко), умиленно взываемъ къ Господу Іисусу Христу даровать намъ на сонъ грядущимъ покой тѣла и души, сохранить отъ всякаго искушенія и возставить бодрственныхъ для всенощнаго славословія. Умилительнымъ обрядомъ оканчивается священнодѣйствіе повечерія: послѣ молитвы преп. Іоанникія (Упованіе мое Отецъ) вся церковь колѣнопреклоняется, и священникъ отъ лица ея велегласно молитъ Ходатая нашего спасенія, Господа Іисуса Христа, ради заслугъ и молитвъ святыхъ Его «благопріятно принять молитву рабовъ Своихъ, сохранить ихъ подъ покровомъ крилъ Своихъ, умирить жизнь ихъ и помиловать ихъ по великой милости Своей». Совершивъ молитву, священникъ преклоняется до земли предъ братіей, и смиренно молитъ ихъ простить ему согрѣшенія; въ свою очередь и братія такимъ же образомъ испрашиваютъ у него прощенія и благословенія. Этотъ обрядъ, самымъ дѣйствіемъ своимъ внушая каждому изъ насъ заповѣдь апостольскую: солнце да не зайдетъ во гнѣвѣ вашемъ (Ефес. 4, 26), способствуетъ искорененію изъ сердецъ первыхъ зародышей неудовольствія и непріязни къ ближнимъ и водворенію мира Божія (Фил. 4, 7) въ сердцахъ нашихъ. Это преимущественно внушаетъ намъ Церковь, какъ главное условіе благопріятія Богомъ нашихъ молитвъ и спокойствія совѣсти, столь необходимаго для мирнаго сна. Вотъ почему она повелѣваетъ освящать и самый выходъ изъ храма молитвою о «Ненавидящихъ и обидащнхъ насъ».

Содержаніе повседневныхъ службъ обусловливается не только приспособленностію къ тому времени дня, въ какое онѣ совершаются, но и тѣми священными событіями изъ исторіи домостроительства Божія о спасеніи людей, воспоминаніе которыхъ соединено съ этими службами. Тоже нужно сказать относительно и повечерія, какъ одной изъ повседневныхъ службъ. Въ Служебникѣ говорится, что «іерей, повечеріе и ко сну идя молитвы совершая, благоговѣйно да размышляетъ: како пресвятая душа Спасителева, Божеству совокупленная, во адъ сошедши, державнаго князя тьмы связа, того царство плѣни, и души отъ вѣка всѣхъ сущихъ тамо праведныхъ отъ мучительства его свободи, съ собою возведе, и въ рай даже до своего преславнаго вознесенія всели. Тѣмъ благодаря Его за вся благодѣянія, яже спасительною страстію и животворною своею смертію роду человѣческому сотвори, прилежно молитъ, да и его вся согрѣшенія тѣхъ ради очистивъ, отъ вѣчныя муки избавитъ его, и царствія своего сподобитъ. Пресвятую же Богородицу, сообщницу страстемъ и смерти Сына Своею бывшую, и сія зрящи соболѣзновавшую прилежно молитъ, еже въ житіи семъ предстательницею и ко всѣмъ добродѣтелемъ помощницею быти, и въ день исхода отъ тѣла, душу отъ всѣхъ діавольскихъ нахожденій, крѣпкимь Своимъ престательствомь избавивши, въ царствіи Сына Своего вселитъ. Вся бо яко Мати у Сына Своего вѣрно къ ней притекающимъ испросити можетъ» (Утительное Извѣстіе).

Сообразно съ этими воспоминаніями въ повечеріи помѣщены нѣкоторыя молитвословія и пѣснопѣнія. Такъ, въ первой части великаго повечерія помѣщены, между прочимъ, такіе псалмы, въ которыхъ выражается упованіе на Господа, что Онъ послѣ сна смертнаго сподобитъ почить съ праведниками, произносятся исполненныя упованія на Господа тѣ слова, которыя изрекъ Спаситель на крестѣ, когда предавалъ духъ Богу Огцу: «въ руцѣ Твои предложу духъ Мой» (Пс. 30, 6). Въ третьей части повечерія, въ псалмѣ «Боже, въ помощь Мою вонми» (Пс. 69) говорится: «Да возрадуются и возвеселятся о Тебѣ вси ищущій Тебе, Боже; и да глаголютъ выну: да возвеличится Господь любящій спасеніе твое». И въ псалмѣ: «Господи, услышу молитву Мою» (Пс. 142) слышимъ: «яко погна врагъ душу мою, смирилъ есть въ землю животъ мой, посадилъ мя есть въ темныхъ яко мертвыя вѣка. Имене Твоего ради, Господи, живиши мя, правдою Твоею изведеши отъ печали душу мою». Здѣсь содержится какъ бы указаніе на то, что Господь, сошедши въ адъ, возвелъ изъ темницы ада души праведниковъ. Въ канонѣ прославляются святые возрадовавшіеся и возвеселившіеся о Богѣ, ищущіе Бога, которыхъ Господь оживилъ, и души которыхъ правдою Своею извелъ отъ печали[9].

«Руководство для сельскихъ пастырей». 1898. Т. 1. № 12. С. 265-273.

[1] Преп. Кассіанъ (†435 г.) путешествовавшій по монастырямъ Палестины, Месопотаміи, Египта, говоритъ, между прочиимъ, что въ этих странахъ подвижники благочестія вкушали пищу только по захожденіи солнца, и что каждый изъ нихъ затѣмъ читалъ въ келліи извѣстное число псалмовъ; эти слова преп. Кассіана говорятъ намъ о послѣвечернемъ богослуженіи.

[2] Малое повечеріе есть сокращеніе великаго: въ маломъ повечеріи нѣтъ почти двухъ частей, находящихся въ великомъ. Въ древнихъ богослужебныхъ книгахъ повечеріе называется великимъ, и нигдѣ не встрѣчается названія малаго, извѣстнаго по нашимъ богослужебнымъ книгамъ, на этомъ основаніи полагаютъ, что древняя Церковь не дѣлила повечерія на великое и малое.

[3] Въ семъ случаѣ великое повечеріе оканчивается славословіемъ великимъ; молитвы же на сонъ грядущихъ оставляются, потому что по окончаніи сего повечерія продолжается всенощное бдѣніе.

[4] Отъ сей пѣсни: Съ нами Богъ (Μεθ᾽ἡμων ὁ Θεός) самое повечеріе великое именуется меѳимонъ, неѳимонъ.

[5] На повечеріи, бывающемъ на всенощномъ бдѣніи, поется тропарь праздника.

[6] На повечеріи, бывающемъ на бдѣніи, вмѣсто сихъ тропарей поется кондакъ праздника.

[7] Третье отдѣленіе великаго повечерія собственно и составляетх собою малое повечеріе. Только на маломъ повечеріи присоединяется изъ первой части великаго повечерія – Символъ вѣры, а изъ второй части – псаломъ пятидесятый.

[8] По прочтеніи славословія поется канонъ, въ которомъ просляются святые. Великій канонъ, впрочемъ, читается не въ третьей части повечерія, а въ самомъ началѣ повечерія, потому что великій приготовляетъ и настраиваетъ душу къ покаянному моленію, какое затѣмъ и слѣдуетъ въ повечеріи.

[9] Пособіе къ изученію Церковаго Устава прот. К. Т. Никольскаго, изд, 3-е. Спб. 1874, стр. 253, 258.

Версия для печати

О православном богослужении

Повечерие

По переводу с греческого языка, повечерие - это служба после ужина. Мы просим благословения на наступающую ночь. Сон есть подобие смерти, и служба перед сном напоминает о ней. В молитвах повечерия мы просим Господа, чтобы Он сподобил нас прейти наступающую ночь без вреда от злых духов. Повечерие бывает двух видов: малое и великое.

Великое повечерие

Великое повечерие служится в седмичные дни Великого поста, а также в составе всенощной праздников Рождества Христова, Богоявления Господня и Благовещения Пресвятой Богородицы. Состоит Великое повечерие из трех частей. Первая часть начинается чтением шести псалмов: 4,6,12,24,30 и 90-го. В них выражается благодарение Богу за прошедший день и упование на Господа, что Он дарует мирный сон в наступающую ночь. Возносится теплая молитва ко Господу, чтобы Он помиловал, спас душу, доколе смерть не постигла человека, чтобы Господь научил жить праведно. После чтения шести псалмов поется песнопение "С нами Бог, разумейте, языцы и покаряйтеся, яко с нами Бог". Затем чтец возглашает стихи из книги пророка Исайи, после каждого из которых поется припев "Яко с нами Бог". И в завершение опять повторяется полностью "С нами Бог... " Затем поются тропари в честь Пресвятой Троицы: "День прешед, благодарю Тя, Господи, вечер прошу с нощию без греха подаждь ми, Спасе, и спаси мя. День прешед, славословлю Тя, Владыко, вечер прошу с нощию безсоблазнство подаждь ми, Спасе, и спаси мя. День прешед, песнословлю Тя, Святые, вечер прошу с нощию ненаветен подаждь ми, Спасе, и спаси мя" и "Безплотное естество херувимское немолчными песньми Тя славословят..." Читается Символ веры. Затем следуют краткие молитвы с поклонами (в пост - с земными поклонами) ко Пресвятой Богородице и ко всем святым. Священник читает "Пресвятая Владычице, Богородице, моли о нас, грешных", хор повторяет эту молитву и полагается поклон. Затем таким же образу произносятся молитвы к святым. Далее читается Трисвятое и поются тропари по дню. Одни тропари назначены для понедельника и среды, другие - для вторника и четверга, иные - для вечера пятницы. На повечерии, которое бывает на бдении под праздники Рождества Христова, Богоявления и Благовещения, здесь поется тропарь праздника. На повечерии, которое служится Великим постом под праздники чтимых святых (когда служится полиелейная утреня) или храмовым святым - поется тропарь прадника, "Слава и ныне" - Богородичен воскресный по гласу тропаря святому. Затем сорок раз произносится молитва "Господи, помилуй", славословие Пресвятой Богородице "Честнейшую Херувим...", "Молитвами святых отец наших..." и молитва, в которой кратко излагаются моления, содержавшиеся в первой части повечерия: "Господи, Господи, избавлей нас от всякия стрелы, летящия во дни, избави нас от всякия вещи, во тьме преходящия..." Вторая часть великого повечерия - покаянная. Начинается она с псалмов: 50 и 101-го и молитвы Манассии, царя Иудейского: "Господи, Вседержителю, Боже отец наших...". Затем поются покаянные тропари: "Помилуй нас, Господи, помилуй нас..." На повечерии, которое бывает на бдении под праздники Рождества Христова, Богоявления и Благовещения или на храмовые праздники, случившиеся в седмичные дни Великого поста, здесь поется кондак праздника. Затем сорок раз произносится молитва "Господи, помилуй", "Честнейшую Херувим...", "Молитвами святых отец наших..." и молитва, завершающая вторую часть повечерия, в которой мы просим помилования и спасения: "Владыко Боже Отче Вседержителю..." Третья часть более торжественная, она главным образом, состоит из славословий Богу и святым угодникам Божиим. Начинается она с псалмов 69-го(в первые четыре дня Великго поста этот псалом читается самым первым в начале всего повечерия) и 142-го. Затем читается Великое славословие. Если Великое повечерие совершается в составе всенощного бдения, то после Великого славословия следует лития и далее последование не отличается от вечерни в составе всенощной. Если повечерие служится не на бдении, то после этого поется канон (исключение составляют первые четыре дня Великого поста, когда Великий покаянный канон читается сразу после 69-го псалма в начале повечерия, поскольку этот канон настраивает душу к покаянию). Обычно читается один или два канона, иногда еще прибавляются стихиры. Затем поется "Достойно есть" и читается Трисвятое. Далее обычно поется тропарь "Господи сил, с нами буди..." со стихами из 150-го псалма "Хвалите Бога во святых Его...". Во вторник и четверг сырной седмицы вместо этого поется тропарь дня и храма, всем святым, "Слава: Со святыми упокой... ", "И ныне: Молитвами, господи, всех святых и Богородицы..." . В пятницу первой седмицы Великого поста поется кондак вмч.Феодору Тирону, в пятницу 2,3,4-й седмиц - кондак "Со святыми упокой", в пятницу 6-й седмицы - кондак прав.Лазарю. В полиелейные праздники поется кондак праздника. На страстной седмице - кондак Триоди и затем "Господи сил, с нами буди..." Затем сорок раз произносится молитва "Господи, помилуй", молитва "Иже на всякое время и на всякий час...", в которой мы просим освящения и избавления от всякого искушения, "Честнейшую Херувим...", "Молитвами святых отец наших..." В седмичные дни Великого поста, кроме пятницы, здесь полагается молитва прп.Ефрема Сирина с поклонами и затем читается Трисвятое. Далее читаются завершающие молитвы. Ко Пресвятой Богородице: "Нескверная "Нескверная, неблазная, нетленная...", в которой мы просим заступничества Матери Божией в час исхода из этой жизни и дабы Пречистая Богородица избавила нас от осуждения на Страшном Суде. И молитва ко Господу: "И даждь нам, Владыко, на сон грядущим, покой тела и души...". Затем краткие молитвы: "Преславная Приснодево...", "Упование мое Отец, прибежище мое Сын, покров мой Дух Святый, Троице Святая, слава Тебе". И отпуст. В седмичные дни Великого поста (кроме пятницы) отпуст повечерия содержит коленопреклоненную молитву: "Владыко многомилостиве..."

Малое повечерие

Малое повечерие есть сокращение великого. Служится оно почти ежедневно, в те дни, когда Уставом не назначено служить Великое повечение. Состоит оно из псалмов 50-го, 69-го, 142-го, затем читается Великое славословие и Символ веры, канон (за исключением некоторых дней), тропари. После чего читаются заключительные молитвы: "Иже на всякое время и на всякий час...", "Нескверная, неблазная, нетленная...", "И даждь нам, Владыко, на сон грядущим...", "Преславная Приснодево...", "Упование мое Отец, прибежище мое Сын, покров мой Дух Святый, Троице Святая, слава Тебе". И отпуст.

Татьяна Радынова

Литература: [1] Священник Константин Никольский. "Учебный устав богослужения". - М., "Лествица", 1999г. [2] Архиепископ Нижегородский и Арзамасский Вениамин. "Новая Скрижаль или объяснение о Церкви, о Литургии и о всех службах и утварях церковных". - М., "Русский духовный центр", 1992г., печ. по С-Птб, 1899г.

Код для блогов / сайтов
Разместить ссылку на материал:

Повечерие

Повседневная молитва — это неотъемлемая часть духовной жизни каждого христианина. С первых веков христианства в Церкви был установлен круг суточных служб, регулярное совершение которых, с одной стороны, выражает, что верующие всегда ходят пред Богом и помнят о Нем, с другой — является для всех неиссякаемым источником благодатной помощи. О повечерии — последовании, с которым не очень хорошо знакомы многие наши современники, — нашим ученикам расскажет настоятель храма во имя святителя Спиридона Тримифунтского г. Покровска (Энгельса) иеромонах Спиридон (Савин).

* *

В византийской традиции, которой на протяжении нескольких веков следует Православная Церковь, к суточным службам относятся четыре больших последования (вечерня и утреня, Литургия, Изобразительны) и семь малых (четыре дневных часа — первый, третий, шестой и девятый, к которым присоединяются Изобразительны, и две ночные службы — повечерие и полунощница).

Вечерня и утреня, сравнительно с другими суточными службами, имеют значительно более ярко выраженный общественный характер. Вместе с Божественной литургией вечерня и утреня образуют обычный круг вседневных богослужений в храме; прочие суточные службы могут присоединяться к вечерне, утрене и Литургии, а могут быть прочитаны и дома.

Чтение дома дневных часов (днем), а также повечерия (перед сном) и полунощницы (по восстании от сна) было обычной практикой в Византии и на Руси. В наши дни такая практика встречается редко — в повседневной жизни благочестивых христиан место повечерия и полунощницы заняли молитвенные правила: на сон грядущим и утреннее. Однако по своему происхождению эти правила являются не чем иным, как сокращенными повечерием и полунощницей с дополнительными молитвами.

Урок литургики

Келейное правило

Правила на сон грядущим и утреннее уже четыре века руководствуют православных христиан в их молитвенной жизни и составляют одно из многих сокровищ Церковного Предания. Но все же они — лишь упрощение той традиции, что возникла уже в древней Церкви и, с точки зрения церковного Устава, должна соблюдаться и сейчас, — традиции ежедневного совершения (келейно или в храме) повечерия и полунощницы (как и других суточных служб).

Вот как о том, что всякий человек, обученный грамоте и церковному Уставу, должен ежедневно петь службы суточного круга, говорится в одном из рукописных сборников XVI века из собрания Троице-Сергиевой Лавры: «Всякому бо ученому словеси Божию реченно: правити дневное и нощное пение, а священником же — всегда… Правя бо всегда пение, с Богом и со святыми беседует; должни бо есми без порока по вся дни его приносити».

В частности, это относится и к повечерию, удержавшемуся в практике келейной молитвы в большей степени, чем другие суточные службы. Согласно многим современным изданиям молитвослова и служебника, повечерие должно прочитываться вместе с правилом ко Святому Причащению, и это многими соблюдается на практике.

Великое повечерие

В настоящее время в Православной Церкви богослужебный Устав знает два вида повечерия — великое и малое. Великое повечерие совершается в наши дни только во время Великого поста, а также в составе всенощного бдения праздников Рождества Христова, Богоявления Господня и Благовещения Пресвятой Богородицы.

В нем три части. Первая из них начинается чтением шести псалмов: 4, 6, 12, 24, 30 и 90-го. В них выражается благодарение Богу за прошедший день и упование на Господа, что Он дарует мирный сон в наступающую ночь. Возносится теплая молитва ко Господу, чтобы Он помиловал, спас душу, пока смерть не постигла человека, чтобы Господь научил нас жить праведно. Первая часть великого повечерия включает в себя также библейскую песнь «С нами Бог» из книги пророка Исаии — песнопение, прославляющее пришествие в мир Спасителя. В Символе веры Церковь предлагает нам краткое и точное изложение главных истин христианской веры. Чтением молитвы ко Господу Иисусу Христу «Иже на всякое время…» христиане укрепляют себя, просят, чтобы Он избавил их от всякого зла и оградил святыми Своими Ангелами; потом с молитвой «Нескверная, неблазная…» обращаемся к Божией Матери как первой Ходатаице за грешных, прося Ее заступления во все дни жизни и в самый час нашей смерти. Молитвою «И даждь нам на сон грядущим…» просим Бога, чтобы даровал нам, ко сну отходящим, вместе с покоем душевным и покой телесный и сохранил нас от всякого темного и ночного сладострастия. Наконец, краткой молитвой преподобного

Иоанникия «Упование мое — Отец, прибежище мое — Сын, покров мой — Дух Святый. Троице Святая, слава Тебе!» совершенно предаем себя в руки отеческого Промысла Божия.

Слушая или читая повечерие, трудно не заметить, как всякая молитва и стих повечерия верно отражают мысли и чувства, которые добрый христианин находит сам в себе, отходя ко сну. Действительно, смерть может постигнуть нас неготовыми. Рязанский епископ Иустин (Полянский) писал об этом: «Мысль, что с наступлением ночи наступает в природе некая всеобщая безжизненность, образ повсюдной могилы, и что человек, как бы на огромном кладбище, остается одиноким, — эта мысль сама по себе всегда разительна и всегда наводит на душу тяжелое и вместе сладостное уныние. Псалом повечерний изображает это глубокое чувство одиночества и заставляет человека вопиять к Богу с молитвою: “Господи, услыши молитву мою, и вопль мой к Тебе да приидет… Уподобихся нея/сыти пустынней (сове в пустыне); бых яко нощный вран на ны/рище (стал, как филин на развалинах). Бдех и бых, яко птица, осо/бящаяся на зде (не сплю и сижу, как одинокая птица на кровле)”».

Для того чтобы, вспоминая о возможной смерти, очистить душу свою покаянием, во второй части великого повечерия предлагаются нам покаянные псалмы Давида и молитва царя Манассии: «Господи Вседержителю, Боже отец наших…».

Третья часть более торжественная, она, главным образом, состоит из славословий Богу и святым угодникам Божиим. Начинается она с псалмов 69-го (в первые четыре дня Великого поста этот псалом читается самым первым в начале всего повечерия) и 142-го. Затем читается Великое славословие, в котором мы прославляем Бога за различные Его благодеяния. В этом прославлении одушевление молящихся, сила и теплота их чувства достигают зенита, при котором мысль уже не может останавливаться на частностях, на тех или других милостях Божиих, даже на таких великих, как спасение нас Смертью и Воскресением Сына Божия, а всецело погружается в благодарное созерцание всей высоты Божией и всего ничтожества и недостоинства нашего пред Ним.

Далее обычно поется тропарь «Господи сил, с нами буди иного бо разве Тебе помощника в скорбех не имамы, Господи Сил, помилуй нас…» со стихами из 150-го псалма «Хвалите Бога во святых Его…». Во вторник и четверг Сырной седмицы вместо этого поются тропари дня и храма, всем святым, «Со святыми упокой…», «Молитвами, Господи, всех святых и Богородицы…». В пятницу первой седмицы Великого поста поется кондак великомученику Феодору Тирону, в пятницу второй, третьей, четвертой седмиц — кондак «Со святыми упокой», в пятницу шестой седмицы — кондак праведному Лазарю. В полиелейные праздники поется кондак праздника. На Страстной седмице — кондак Триоди и затем «Господи сил, с нами буди…».

Заканчивается великое повечерие отпустом — благословением священника молящихся на выход из храма и взаимным испрашиванием благословения и прощения настоятеля у братии и братии у настоятеля. На приходе настоятель испрашивает прощения у прихожан.

Малое повечерие

Малое повечерие, которое Устав предписывает совершать ежедневно, кроме дней пения великого повечерия и Светлой седмицы, представляет собой сокращение великого. По сути, это третья часть великого повечерия, к которой прибавлены 50-й псалом (в начале) и Символ веры (после вседневного славословия). В современной Русской Церкви, ввиду повсеместной практики непосредственного служения утрени сразу после вечерни, малое повечерие де-факто вышло из богослужебного обихода как в приходах, так и в большинстве монастырей. Иногда малое повечерие совершается как братская служба после вечерней трапезы.

Канон на повечерии

Яркая особенность, выделяющая повечерие среди прочих служб, — чтение гимнографического канона. Канон — один из самых развернутых видов церковных песнопений, составляет важнейшую часть утрени, наиболее продолжительной из служб суточного круга, которая должна начинаться глубокой ночью и заканчиваться на рассвете. Чем же объяснить присутствие столь значительного и по объему, и по содержанию гимнографического текста не только в чине утрени, но и в меньшем по сравнению с утреней чине повечерия?

Повечерие унаследовало канон от монашеской паннихис — особой службы в начале ночи, распространенной среди малоазийского монашества в VII–IX веках. На паннихис, как и на утрене, пелся канон — тем самым ночь в богослужении малоазийских монастырей начиналась (на паннихис) и заканчивалась (на утрене) пением канонов. С распространением в XIII–XIV веках повсюду в православном мире Иерусалимского устава паннихис перестала считаться обязательной составляющей суточного круга, а ее канон вошел в состав повечерия.

Согласно принятому ныне в Православной Церкви богослужебному Уставу, ежедневно на повечерии поется канон Божией Матери. Хотя это предписание в наши дни соблюдается достаточно редко, его след сохраняется во всеобщей русской практике чтения перед Причащением нескольких канонов, в том числе — канона Божией Матери. Однако в благоустроенных монастырях повечерие с каноном читается неопустительно. В ежедневном пении канона Божией Матери есть глубокий духовный смысл, ибо Ее молитва к Сыну Своему и нашему Спасителю имеет великую силу.

Итак, несмотря на то, что повечерие почти вышло из богослужебного обихода, мы все равно можем и должны вникать в его содержание и смысл, хотя бы когда оно поется и читается в храме, благодаря при этом Господа за все Его благодеяния.

Иеромонах Спиридон (Савин)

Добавить комментарий